С жизнью и деятельностью политических ссыльных связаны многие места в Якутске. Целы ещё «Монастырёвка» (находится на территории Краеведческого музея) и «Романовка» — исторические здания с мемориальными досками. Отчасти революционным памятником является бывшее здание областного музея (теперь Национальная библиотека им. А. С. Пушкина), где проходила научно-общественная деятельность некоторых политических ссыльных. Вообще, Якутск имеет немало памятников, связанных с событиями и воспоминаниями о бывшей политической ссылке, уже теряющихся среди новых построек современного Якутска.
25 августа прошло выездное мероприятие в знаменитой «Романовке». Мы побывали в гостях у Натальи Константиновны Гоголевой, заведующей филиалом Дома-музея «Якутская ссылка».
Холодный, суровый якутский край. В эту далекую, насквозь промерзшую землю царская Россия отправляла всех политических и уголовных ссыльных на принудительное поселение с середины XVII до середины XIX века. Ссылка была не только наказанием, но и средством заселения «служилыми людьми» северного края. В якутскую ссылку отправляли участников крестьянских и городских восстаний, раскольников, скопцов и уголовников разных мастей. Ссыльнопоселенцы способствовали распространению в Якутии хлебопашества и земледелия.
В XIX в. в Якутию были сосланы декабристы, участники Польского восстания 1863—1864 гг., деятели революционного народничества, члены «Народной воли». В 1872—1883 годах в Вилюйском остроге содержался Н. Г. Чернышевский, в 1881—1884 годах в слободе Амга отбывал ссылку В. Г. Короленко. На 1 января 1901 общее число ссыльных в Якутской области (включая сектантов и уголовных) составляло 3540 человек. В 1901—1904 годах в якутской ссылке находилось более 300 политических ссыльных. Невыносимые условия ссылки и произвол администрации вызывали протесты ссыльных («Монастыревское восстание» в 1889, «Романовский протест» в 1904 гг.), за 1870—1900 погибло 49 ссыльных. После амнистии 1905 года политические ссыльные покинули Якутскую область, но уже в 1906 году возобновилась ссылка по политическим мотивам в Якутский край. Среди сосланных были многие участники революции 1905-1907 годов.
Несмотря на крайне суровый режим, политические ссыльные вели большую научную и просветительскую работу среди местного населения, занимались самообразованием, оказывали местному населению юридическую и медицинскую помощь, обучали детей грамоте, составляли для инородцев деловые бумаги в официальные органы, писали просьбы и заявления, ходили с ними по разным инстанциям, а также издавали на гектографе журнал «Вестник ссылки» и подпольную газету «Летучий листок», а с 1 июля 1907 года вышел первый легальный номер общественно-политической и литературной газеты «Якутский край» – «Саха дойдута», где редактором был ссыльный В.М. Ионов. Труды отбывавших ссылку в Якутии И. А. Худякова, В. Г. Тан-Богораза, Е.М. Ярославского, Э.К. Пекарского, В.Л. Серошевского, В.Г. Короленко и других содержат ценный материал по этнографии, быту, фольклору и культуре народа саха. Революционная вспышка в г. Якутске 1905 года всецело прошла при их участии и содействии. Наконец своё революционное крещение местная учащаяся молодежь получила через политических ссыльных.
В феврале 1914 года В. П. Ногин и Е. М. Ярославский основали Якутскую организацию РСДРП. Февральская революция 1917 освободила из якутской ссылки свыше 500 революционеров, к лету 1917 года основная масса политических ссыльных выехала из Якутии.
Таким образом, по культурному уровню, образу жизни, трудовой деятельности, по отношению к коренным жителям уголовные, религиозные и политические ссыльные резко отличались друг от друга. Каждая из этих категорий по-разному влияла на жизнь и духовный мир местных народностей. Вклад политических ссыльных имела для Якутии огромное прогрессивное значение: появилось пашенное земледелие, укрепились традиции оседлого быта, начался процесс приобщения инородцев к русской культуре, что не могло не повлиять на складывание яркой самобытной культуры северных народов.
Вызвало восхищение посетителей уникальный экспонат музея – трехгранное Зерцало с указом Петра I от 1722 года, который восстановил реставратор музея Василий Протопопов. Зерцало – это тумба, на котором в далеком XVIII веке вывешивали царские указы. Наши читатели «увидели» каменные жернова, угадывали на ощупь «талкы», соху, нашли на венском стуле братьев Тонет якутский орнамент, попытались определить оружие повстанцев. По каждому экспонату музея много спорили, удивлялись и восхищались. Наталье Константиновне выражаем огромную благодарность за удивительный и познавательный исторический экскурс в прошлое Якутии!
Пухова С.И.