
Проект «Я – Брайлист» по освоению рельефно-точечной системы Брайля поздноослепшими лицами: исследование эффективности и перспектив дальнейшего развития
30.06.2025
Данилова Сахаайа Дмитриевна, библиотекарь І категории ГКУ РС(Я) «Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова – Горного», руководитель проекта «Я – Брайлист»
Аннотация: Статья посвящена исследованию результатов курса освоения рельефно-точечной системы Брайля поздноослепшими на русском и якутском языках. Рассматриваются основные навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения, оценка эффективности методик преподавания и перспективы дальнейшего совершенствования учебного процесса. Анализируется влияние данного курса на личностное развитие обучающихся, их социальную реабилитацию и психологический комфорт.
Ключевые слова: Луи Брайль, рельефно-точечный шрифт, библиотека для слепых, издание для слепых, незрячие, поздноослепшие, тифлопедагогика.
Потеря человеком зрения в зрелом возрасте неизбежно влечет за собой массу проблем, касающихся всех сфер его жизнедеятельности и приводящих к социальной дезаптации – частичной или полной утрате способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Наиболее актуальной для поздоослепших является проблема информационного обмена, т.к. привычная сенсорная основа восприятия, ориентированная, прежде всего, на зрение, нарушена, а к компенсации утраченной функции за счет сохранных слуха и осязания человек не готов [6, с. 6].
В настоящее время Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Ивана Николаевича Егорова – Горного (далее – ЯРСБНС) является единственным учреждением культуры в Республике Саха (Якутия), обслуживающим информацией в доступной форме граждан с инвалидностью по зрению и членов их семей, а также другие категории инвалидов, в том числе людей с проблемами чтения плоскопечатного текста в силу возрастных изменений или дислексии; физических и юридических лиц, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности.
Освоение шрифта Брайля имеет ключевое значение в условиях глобального роста числа людей с нарушениями зрения. В последние десятилетия наблюдается стабильный рост случаев потери зрения из-за различных факторов, таких как возрастные изменения, диабет и другие заболевания. В этом контексте изучение рельефной азбуки становится неотъемлемой частью реабилитационно-адаптационного процесса для людей с нарушениями зрения. В то же время за квалифицированной помощью обращаются отнюдь не только люди с прогрессирующим снижением зрения, но и обучающиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Освоение шрифта Брайля не только обеспечивает доступ к знаниям и информации, но и содействует социальной адаптации, повышает качество жизни и создает возможности для профессиональной самореализации. Важно продолжать развивать программы обучения Брайля и предоставлять необходимые ресурсы для всех, кому это нужно. С 2021 года в ЯРСБНС функционируют индивидуальные курсы изучения рельефно-точечной системы Брайля по запросу пользователей независимо от имеющегося уровня подготовки с целью повышения уровня социокультурной реабилитации и адаптации незрячих.
На данном этапе перед ЯРСБНС как информационного, культурного, образовательного специального учреждения для незрячих и слабовидящих граждан стоит задача уделить особое внимание пропаганде чтения и письма по системе Брайля, разъяснению роли грамотности в жизни незрячих не только посредством организаций конкурсов по письму и чтению по системе Брайля, но и с помощью дополнительных инструментов для дальнейшего масштабирования, распространения опыта обучения.
Март 2025 года ознаменовался стартом очных занятий проекта «Я –Брайлист». Проект реализуется во второй раз благодаря победе во Всероссийском конкурсе молодежных проектов федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». Так, ранее в 2023-2024 гг. география проекта охватила Нерюнгринский район Республики Саха (Якутия), где отмечалась острая необходимость в обучении по системе Брайля. Всего обучение прошли 20 человек. Анализ обучения по итогам курса показал, что у 45% прошедших курс наблюдался высокий уровень освоения материала [3, с. 27].
После пересмотра отдельных приемов и методов обучения, а также отбора новых дидактических средств обучения, команда проекта «Я – Брайлист» из числа молодых специалистов ЯРСБНС приступила к подготовке реализации занятий в рамках проекта теперь на базе библиотеки на республиканском уровне. Благодаря расширению географии проекта, решается ряд немаловажных целей и задач. Так, на протяжении месяца для лиц с нарушениями функций зрения прошли обучающие курсы, во время которых обучающиеся:
– познакомились с системой обозначений Луи Брайля;
– сформировали устойчивые умения читать и писать на ее основе;
– освоили умения и навыки пользования основными тифлотехническими средствами.
На основе поступивших 20 заявок на обучение, как и годом ранее были сформированы группы из 2-3 человек исходя из таких немаловажных аспектов, как возраст, наличие ранее полученных навыков, тактильная чувствительность и т.п. В этом году возрастной промежуток у участников курса от 8 до 82 лет:
- поздноослепшие из числа желающих;
- учащиеся ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат» (далее – РСКШ-И) (в т.ч. на домашнем обучении);
- родители учащихся РСКШИ;
- участники СВО.
Отдельную группу составили учащиеся РСКШ-И с целью промежуточного контроля знаний основ рельефно-точечной системы Брайля. Кроме этого, наравне с учениками, у родителей также наблюдался интерес параллельно с ребенком пройти курс занятий. Таким образом всего на протяжении курса обучение прошло 4 родителя детей с нарушениями зрения различной степени. Большой интерес со стороны родительской аудитории вызван:
– увеличением степени вовлеченности в образовательный процесс ребенка;
– повышением мотивации у детей к качественному освоению Брайля;
– системной работой ЯРСБНС с пользователями в области социокультурной реабилитации.
По грантовой поддержке обучающие тифлосредства пополнили разборная колодка и «Говорящая азбука». Также был пересмотрен перечень заданий промежуточного и итогового контроля, упражнений входной диагностики тактильной чувствительности.
Резкая потеря зрения может привести частичной или полной утрате способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Наиболее актуальной для поздноослепших является проблема информационного обмена, т.к. привычная сенсорная основа восприятия, ориентированная, прежде всего, на зрение, нарушена, а к компенсации утраченной функции за счет сохранных слуха и осязания человек не готов. Изучение основ рельефно-точечной системы Брайля в конкретном случае является частью комплексной и планомерной работы, включающей в себя также оказание психологической помощи, занятий по пространственной и социально-бытовой ориентировке, а также по мобильной грамотности.
Объем обучения состоит из 4 групповых занятий по 5 человек, включающих теоретические, практические части с общей продолжительностью 64 академических часов (на 3 недели) согласно учебно-тематическому плану проекта:
- знакомство с рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля (русский и якутский алфавиты). Всего 2 ч.: теория – 1, практика – 1;
- буквы, арабские цифры, знаки препинания, математические символы и другие небуквенные обозначения. Всего 10 ч.: теория – 2, практика – 8;
- закрепление ЗУН, итоговая проверочная (контрольная) работа. Всего 4 ч.: практика – 4.
В обязательном порядке проводится диагностика каждого обучающегося на выявление степени осязательной чувствительности. Данный этап необходим в виду того, что у каждого разнообразный образ жизни, обусловленный профессией, привычками, а также окружающей средой, возрастом. Бывают случаи, когда подушечки пальцев теряют чувствительность по причине тяжелой физической работы в течение долгого времени или же особенностей моторики рук. От осязания, зачастую, зависит качество и скорость овладения рельефно-точечным шрифтом Брайля. Людям с плохой чувствительностью пальцев будет трудно сразу начать использовать прибор. Если в процессе обучения у взрослого возникает проблема с чувствительностью подушечек пальцев, то стоит уделить особое внимание выполнению упражнений для развития мелкой моторики рук. Их, как правило, каждый преподаватель подбирает себе самостоятельно из всего многообразия методической литературы и опыта. Например, в начале обучения можно использовать «колодочку» (разборная азбука), которая предназначена для подготовки обучающегося к восприятию рельефно-точечного шрифта Брайля. Можно также выполнить упражнения для развития мелкой моторики рук:
• катание в руках небольшого шарика в разные стороны, затем сжимать-разжимать его, держать между пальцами по очереди;
• нанизывание на веревку пуговицы или бусины;
• вращение ручку вокруг пальцев;
• перекладывание в руках орехи, шишки, мяч;
• складывание монеты столбиком;
• сжимать-разжимать прищепки.
Проект «Я – Брайлист» подразумевает обучение на двух языках: русском и якутском. Остановимся на особенностях и специфике шеститочных обозначений якутских букв, которая за время своего существования несколько раз меняла свою графическую основу и неоднократно реформировалась. В настоящее время якутская письменность функционирует на кириллице (с 1939 года) [12]: весь русский алфавит, плюс 5 дополнительных букв для обозначения специфических якутских звуков: Ҕҕ, Ҥҥ, Өө, Һһ, Үү и два диграфа: Дь дь, Нь нь.
В 1992 году был принят стандарт якутского брайлевского шрифта, основанный на наработках И.Н. Егорова-Горного [4, с. 14]. Автор при разработке якутского шеститочия сумел сохранить «правило первой точки» (брайлевская буква, в отличие от знаков препинания и других, должна содержать точку 1 или, если эта точка отсутствует, должна содержать точки 2 и 4 одновременно) [4, с. 7] и совместимость с русским алфавитом: «ҕ» (точки 1-4-5-6), «ҥ» (точки 1-3-4-5-6), «ө» (точки 1-2-6), «һ» (точки 1-4-6), «ү» (точки 1-2-3-6). Основываясь на принципе «правила первой точки», при обучении поздноослепших был наработан следующий метод:
1. определенная последовательность шеститочий для быстрого освоения материала. Например, при обучении буквы «а» (точка 1) подключаются следующие буквы: «к» (точки 1-3), «л» (точки 1-2-3), «м» (точки 1-3-4), «у» (точки 1-3-6), «ү» (точки 1-2-3-6), «р» (точки 1-2-3-5), т.к. все данные буквы в рельефно-точечном варианте имеют точку 1. Параллельно изучается и знак препинания «литературная точка»;
2. после каждого занятия проводятся закрепляющие упражнения. Обучающийся проверяет полученные ЗУН и тренирует чувствительность пальцев читая слова, которые содержат определенные буквы. Например, слово МАМА – «м» (точки 1-3-4), «а» (точка 1), м» (точки 1-3-4), «а» (точка 1); слово КҮЛ (сажа или смеяться) – «к» (точки 1-3), «ү» (точки 1-2-3-6), «л» (точки 1-2-3).
Данный метод обеспечивает более плавное и логичное нарастание трудностей в обучении, связывает систему изучения знаков буквенной группы, облегчает восприятие и овладение рельефно-точечной символикой.
Методическую базу курса составили материалы, выпущенные ведущими центральными издательскими комплексами Москвы и Санкт-Петербурга. Нововведением в этом году стала разработка Айтала Винокурова, ученика 9 класса. Это лента азбуки Брайля. Устройство представляет собой гибкое полотно в виде полосы, соединенное в ленту Мебиуса, на которую нанесены знаки и соответствующие символы рельефно-точечного шрифта Брайля. Коммерческое обозначение устройства «БилСит». За данное изобретение А. Винокуров был награжден нагрудным знаком «Школьник-изобретатель» научно-практической конференции «Шаг в будущее», дипломом II степени секции 1F1 «Машиностроительные технологии», за высокое качество исследовательской работы отмечен дипломом Российской академии наук и Большой научной медалью за абсолютное первенство в номинации «Лучшая работа в области реабилитации людей с ограниченными возможностями» Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее», посвященный 300-летию Российской академии наук на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Апробация изобретения А. Винокурова проходила на базе ЯРСБНС, а также для обучающихся и педагогов РСКШ-И, на котором были отмечены такие качества, как удобство, практичность в применении, увлекательность. Несмотря на свою простоту в изобретении, лента азбуки Брайля показала свою эффективность при обучении, тем самым пополнила арсенал тифлосредств обучения.
В короткие сроки участники курса успешно освоили такие основные аспекты системы Брайля, как: принцип зеркальности, пользование тифлотехническими средствами, нюансы обращения с письменными принадлежностями и, конечно, изучение рельефно-точечного алфавита на русском и якутском языках. Большинство участников подтвердили улучшение навыков ориентации в пространстве, владение элементарными приемами самообслуживания и пользование техническими средствами реабилитации. Также была отмечена необходимость регулярных занятий.
Поскольку у поздноослепших новая сенсорная основа восприятия только формируется, они в первую очередь испытывают трудности при освоении технической̆ стороны процесса чтения по системе Брайля, что, безусловно, влечет за собой̆ и проблему понимания прочитанного. Можно сделать следующие выводы по освоению рельефно-точечного шрифта по системе Брайля на якутском языке:
• 20% (4 чел.) – знает точечный состав букв, умеет читать слова с изученными буквами, записывать их отдельно и в составе слова, проверять написанное грифелем и исправлять допущенные ошибки;
• 35% (7 чел.) – знает точечный состав всех изученных знаков рельефно-точечной системы Брайля, умеет осознанно воспроизводить и адекватно воспринимать предложения, короткие тексты на якутском языке;
• 20% (4 чел.) – знает точечный состав отдельных знаков рельефно-точечной системы Брайля на якутском языке, умеет воспроизводить и воспринимать отдельные слова;
• 25% (5 чел.) – не овладел рельефно-точечной системой Брайля на якутском языке в силу различных причин.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности курса. Отдельно отмечается особая значимость курсов для раненых военнослужащих, утративших зрение. Такие занятия значительно ускоряют процессы восстановления функций организма, улучшают общее самочувствие и повышают уверенность в будущем. Психологическая поддержка, регулярная обратная связь и индивидуальный подход становятся ключевыми факторами успешной реабилитации.
Эффективность проекта «Я – Брайлист» по обучению рельефно-точечной системе Брайля подтверждает потребность в его дальнейшем совершенствовании и внедрении в практику работы реабилитационных центров. Полученные данные указывают на целесообразность введения дополнительных курсов и индивидуальных консультаций как для поздноослепших, так и для учащихся и их родителей. В дальнейшем можно рассмотреть возможность увеличения продолжительности курса, добавления часов практической работы и усиления контроля за усвоением материала.
Обучение поздноослепших письму и чтению по системе Брайля на русском и якутском языках, исходя из мотивации, индивидуальных и возрастных особенностей, позволило обучающимся получить широкий спектр информации различного уровня: от чтения тактильных табличек, подписей бытовых предметов до изучения художественной и научной литературы; от записи важных заметок, рецептов, маркировки бытовых предметов до конспектирования лекций, составления тезисного плана публичных выступлений.
Несмотря на новые технологии, современные мобильные приложения, широкое распространение информации в аудиоформате, – шеститочие по системе Брайля по-прежнему востребовано в сообществе незрячих людей, стремящихся овладеть столь важным навыком чтения и письма по Брайлю. Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова – Горного будет и в дальнейшем содействовать данному стремлению, являющемуся важным элементом социализации и элементарной бытовой адаптации незрячего человека.
Использованная литература
- Данилова, С. Д. Двуязычный алгоритм : обучение поздноослепших по рельефно-точечной системе на русском и якутском / С. Данилова. – Текст : непосредственный // Библиотека : общероссийский массовый иллюстрированный журнал. – 2024. – № 4. – С. 63-68.
- Данилова, С. Д. Проект «Я – Брайлист» / С. Д. Данилова. – Текст : непосредственный // Система Брайля: распространение и популяризация : сборник материалов межрегионального коммуникативного практикума (18 октября 2023 г., г. Якутск). – Якутск, 2023. – С. 29-36.
- Данилова, С. Д. Я – Брайлист» / С. Д. Данилова. – Текст : непосредственный // Профессиональное образование Якутии. – 2024. – № 2. – С. 25-29.
- Егоров, Р. И. Коротко о главном в системе Брайля / Р. И. Егоров. – Текст : непосредственный // Пути развития системы Брайля на якутском языке : сборник статей по материалам круглого стола (06 февраля 2020 г., г. Якутск). – Якутск, 2020. – С. 7-23.
- Захарова, Е. В. Основные тенденции в деятельности специальных библиотек для слепых Российской Федерации / Е. В. Захарова, И. М. Рыбакова ; Российская государственная библиотека для слепых. – М. : РГБС, 2017. – 118, [2] с. : табл. – Текст : непосредственный.
- Методика обучения поздноослепших чтению и письму по системе Брайля : учебно-методическое пособие / составители : Н. А. Соломеина, Ю. Я. Макогон. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. – 56 с. – Текст : непосредственный.
- Петров, Ю. И. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими : методическое пособие / Ю. И. Петров, Е. Н. Руцкая. – М., 1993. – 57, [3] с. – Текст : непосредственный.
- Потешина, М. Б. Практическое руководство по освоению системы Брайля для поздно ослепших / М. Б. Потешина. – М. : Репро, 2008. – 2 кн. – Текст (тактильный) : непосредственный.
- Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. Начальная школа / составители : В. З. Денискина, Н. П. Шведова. – М. : Логосвос, 2018. – 200 с. – Текст : непосредственный.
- Рельефно-точечная система: обучение чтению и письму слепых : учебно-методическое пособие / под общей редакцией Г. В. Никулиной. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 459 с. – Текст : непосредственный.
- Рельефно-точечные шрифты национальных языков России : сборник материалов / Российская государственная библиотека для слепых ; [составитель Н. Д. Шапошникова ; редактор Е. С. Савинова]. – М., 2017. – 107 с. – Текст : непосредственный.
- Якутская письменность. – Текст : электронный // Википедия : свободная энциклопедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Якутская_письменность (дата обращения: 18.04.2024).