«Таинственное зеркало души»: персональная выставка Миры Аргуновой

В эти дни в арт-галерее «Ургэл» проходит персональная выставка художника-живописца, лауреата республиканской художественной премии им. Валериана Васильева, дипломанта международных конкурсов по живописи и графике Миры Аргуновой.

Картины Миры Аргуновой экспонировались на 50 международных, всероссийских и региональных выставках в России, Великобритании, США и Монголии, в том числе 12 персональных. В 2018 г. произведение живописца «Юноша с гитарой» было включено в список 1000 лучших картин Дальнего Востока за последние 5 лет и представлено на XII региональной художественной выставке «Дальний Восток». В 2020 г. картина Миры Аргуновой «Все суета и томление духа» вошла в экспозицию международной выставки What Is Art, в Лондоне (Boomer Gallery). В 2021 г. картины «Многоликая Россия» и «Портрет Заслуженного артиста России Болота Байрышева» экспонировались в Малой Третьяковке на Крымском валу в Москве. Произведения живописца хранятся в собраниях Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) («Портрет маэстро живописи Марианны Лукиной»), Елабужского государственного музея-заповедника («На высоте», «В Якутске -44 С», «Тансылу из Елабуги», «Фаворит и Екатерина», «Секрет Виктории»), Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина («Портрет художника Аржана Ютеева») и в частных коллекциях в России, Великобритании, Голландии и Казахстане.

Выставка «Таинственное зеркало души» представляет собой масштабный проект, выполненный на стыке дизайна, компьютерной графики, цифровой фотографии, абстрактной композиции, академической масляной живописи и декоративной традиционной народной росписи на основе этнографического и филологического научных материалов.

Мира Аргунова (источник: Благотворительный фонд «Харысхал»).

Серия картин посвящена человеческим глазам. В этой связи трудно переоценить значимость работы врачей-офтальмологов, спасающих и оберегающих зрение людей. Картины, входящие в серию выставки, выполнены на основе художественной печати фотографий, используемых для постановки диагноза офтальмологами Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы. Неоценимую помощь в создании коллекции картин оказал главный врач ЯРОКБ Иван Петрович Луцкан с сотрудниками своей больницы, предоставив бесценные снимки глаз. Таким образом, зритель может познакомиться с подлинными материалами, используемыми в работе докторов, увидеть строение глаза через призму искусства.

         Коллекция картин «Таинственное зеркало души» несет также огромную просветительскую миссию в области этнографии, представляя культуру 6 народов России (русских, алтайцев, башкир, бурят, татар и якутов). Картины иллюстрируют пословицы и поговорки народов с упоминанием глаза.

Пословицы и поговорки сопровождают картины на трех языках: языке оригинала, русском языке, как объединяющем всех россиян, и английском – языке международного общения. В картинах в качестве элементов композиции использованы мотивы традиционных орнаментов росписей и вышивок. Таким образом, экспозиция представляет собой уникальный материал для ознакомления с устным народным творчеством и культурой народов России.

Россия – многонациональная страна, сила народов которой – в их дружбе и единстве. Русский язык является связующим звеном – языком общения всех граждан страны. Русский алфавит лег в основу алфавитов большинства народов, населяющих Россию. В связи с этим число картин в данной коллекции соответствует количеству букв русского алфавита – 33.

Проект несет в себе также инклюзивный компонент. С произведениями могут ознакомиться люди с проблемами зрения – каждой картине сопутствует модель ее изображения из акрила, которую можно взять в руки и изучить по контурам и рельефам, названия картин продублированы по системе Брайля. 6 картин экспозиции снабжены словесными описаниями, разработанными профессиональными тифлокомментаторами, сотрудниками Республиканской библиотеки для слепых.

Созданная коллекция картин характеризуется выразительной композицией, живописной палитрой, крепким академическим рисунком, точной работой с тоном, динамикой, живостью и пластичностью художественных образов. Выставку «Таинственное зеркало души», выражающую мощный дух единой страны, богатой своим культурным наследием можно посетить до 9 декабря 2022 г.

«Видит око, да зуб неймет» (русская пословица)
Холст,
смешанная техника.
Размеры: 70 х 70 см.
Тифлокомментарии:
Евгения Потапова
Авангардная живопись, выполнена на основе художественной печати фотографии глаза.
В картине использованы оттенки голубого, песочного, красного цветов. На фоне большого круга песочного цвета с разветвленными линиями по всей поверхности, напоминающими трещины (фотографическое изображение сосудистых прожилок в глазе), изображена молодая румяная девушка в длинной свободной рубахе светло-голубого цвета с объемными рукавами. Она вполоборота сидит на сундуке, обрисованном русским народным геометрическим орнаментом красного цвета. Поза девушки смелая, и в то же время расслабленная, на мятой одежде падает тень от изгибов ее тела. На голове желтый кокошник в виде полумесяца с красными завитками и нитями бисера, свисающими вниз. Большие голубые глаза смотрят в сторону. Девушка приподняла правую руку, согнутую в локте, будто оперлась на невидимый подлокотник. Левой рукой она крепко держит мобильный телефон в красном чехле. Ноги девушки расположены свободно, слегка раздвинуты, из-под слегка задранной рубахи видны оголенные колени. Ноги обуты в черные ботинки на массивной платформе. Все пространство картины украшают бутоны, выполненные в стиле гжель; приглушенных красных, синих и зеленых оттенков. Цветочные орнаменты по своей форме напоминают человеческие глаза.
«Не видя ручейка, не снимай обувь» (бурятская пословица).
Холст,
смешанная техника.
Размеры: 70 х 70 см.
Тифлокомментарии:
Евдокия Герасимова
Авангардная живопись. Картина выполнена на основе художественной печати фотографии глаза.
На изумрудно-зеленом фоне крупным планом изображен традиционный национальный орнамент бурят в виде шестиглазкового узла, символизирующий счастье и долголетие. Линии орнамента переплетаются между собой, создавая один бесконечный витиеватый узел. По всему фону проходят темные линии – фотографическое изображение сосудистых прожилок в глазе. На переднем плане изображен молодой мужчина-азиат в национальной бурятской одежде. У мужчины заостренные черты лица, негустые усики и бородка, тонкой линией покрывающая всю нижнюю часть лица. На нем красный кафтан (дэгэл) со стоячим воротником и треугольной вставкой на груди, синие штаны; одна нога обута в высокий сапог. На голове ярко-желтая шапка конической формы. Мужчина сидит, подтянув к себе необутую левую ногу, в руках у него второй сапог. 
Создается впечатление, будто юноша сидит на молоточном орнаменте, напоминающем греческий меандр, который проходит по всему нижнему краю картины. Под ним еще один орнамент – роговидный; узоры, напоминающие бараньи рога яркого синего и красного цветов чередуются между собой, создавая прямоугольную линию. 

Оставить комментарий