СДЕЛАЕМ ШАГ К ДОБРУ ВМЕСТЕ!

25 октября ГКУ РС(Я) «Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И. Н. Егорова – Горного»провела медиа-урок «Мир един» в рамках сетевого проекта «ЧИТАЕМ ВСЕ» к Международному месячнику «Белая трость» для учеников 10 класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №3» с целью напоминания общественности о внимании к проблемам людей с инвалидностью по зрению, понимании их нужд, солидарности с ними.

Незрячие люди…Что мы знаем о них? Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только 10 оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие? Что помогает им в социокультурной реабилитации?

Школьники узнали, что 15 октября отмечается Международный день Белой трости – символа слабовидящего или незрячего человека под девизом «Толерантность, равноправие, интеграция». Незрячие – особенные люди с сильной волей и стремлением в будущее. То, что некоторые знаменитые люди были слепыми, не все знают. Именно со знакомства с известными незрячими людьми мира начался медиа-урок. Примеры знаменитых людей говорят о том, что слепота – не приговор, слепота – ограничение возможностей и для сильных духом людей не является препятствием для самореализации в жизни.

Незрячие люди очень начитанные люди. Ученики познакомились со специальными форматами для слепых и слабовидящих: с книгами на рельефно-точечным шрифте (брайлевский шрифт), укрупненном шрифте, рельефно-графической печатью, тактильной рукодельной книгой. Особенно им понравилась «говорящая» книга. Аудиокниги есть и на якутском языке: в собственной студии звукозаписи библиотека тиражирует произведения якутской литературы. Так, учащиеся познакомились с аудиокнигой «Горсть земляники».

Имя Луи Брайля известно и почитаемо всеми, кто потерял зрение. Ведь этот человек дал слепым возможность развиваться, читать, играть музыку по нотам. Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье ремесленника, в небольшом французском городке Кувре. Когда ему было 3 года, мальчик поранил глаз шилом и ослеп. В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей в Париже, где он обучился грамоте, игре на пианино и органе. Еще в 12 лет Брайль, познакомившись с методом письма выпуклыми буквами Хауи, начал работу над созданием специального алфавита для слепых, состоявшего из различных комбинаций шести выпуклых точек (рельефно-точечный шрифт). Через три года алфавит был готов. В нем были не только буквы, но также цифры и знаки препинания. Этот же метод Брайль положил в основу нотной грамоты для слепых. Этот шрифт был назван по имени его создателя – «шрифт Брайля».

Сейчас многие языки мира имеют свой брайлевский алфавит. А якутский брайлевский шрифт придумал якутский, известный незрячий поэт, тифлопедагог, который почти три десятка лет проработал в школе, обучая детей с нарушениями зрения. Это – Иван Николаевич Егоров-Горный, имя которого носит специальная библиотека для незрячих Якутии. Учащиеся расшифровали его имя, написанное на шрифте Брайля, пройдя игру «Волшебное шеститочие». Также на примере были продемонстрированы специальные средства для письма шрифтом Брайля: это – планшет-решетка, грифель и плотная бумага.

Потеря зрения является огромным препятствием при посещении музеев, выставок, театров и кинозалов, не позволяет в полной мере насладиться красотой произведений искусства, архитектуры, живописи. И здесь на помощь незрячим приходит социальная услуга как тифлокомментирование. Что же это такое? Говоря простым языком, это лаконичное (короткое, но емкое) описание предмета, пространства или действия, т.е. всего того, чего без словесных пояснений не может понять незрячий. А специалистов, которые осуществляют эту услугу называют тифлокомментаторами. В этой практической части медиа-урока ребятам был предложен небольшой, но очень интересный эксперимент сделать тифлокомментирование к картинам.

Некоторые люди думают, что существует два мира – «Мир зрячих» и «Мир незрячих». Но мы живем в одном мире, на одной планете. От нашего участия и чуткого отношения к слепым и слабовидящим людям вне дома, на улице зависит их жизненная безопасность. Учащиеся 10 класса Школы №3 поняли, что незрячие и слабовидящие люди ежедневно встречаются с препятствиями и трудностями, нуждаются в поддержке, помощи, ощущении прекрасного рядом. Всем участникам были вручены сертификаты. Слова благодарности выражаем Клименту Семеновичу Винокурову, социальному педагогу за помощь в организации медиа-урока «Мир един».

Друзья, будьте толерантны и отзывчивы друг к другу и давайте сделаем шаг к добру вместе!

Методист библиотеки Евгения ПОТАПОВА

Оставить комментарий

Перейти к содержимому