Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля для слепого человека является основой грамотности, духовного и интеллектуального развития. Центр Брайля при специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих ведет огромную работу по социокультурной реабилитации незрячих людей и овладению ими специальным методом чтения и письма. 9 ноября, во время месячника «Белая трость», проведен ежегодный городской конкурс чтения и письма по системе Брайля на русском языке.
В этом году конкурс посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения Эдуарда Аркадьевича Асадова – выдающегося отечественного поэта и прозаика, героя Советского Союза. Эдуард Асадов удивительный по силе духа и мужеству человек, участник Великой Отечественной войны, потерявший зрение в юности, но нашедший в себе силы жить и творить для людей.
В конкурсе приняли участие 24 брайлистов, из них 8 детей. Согласно положению конкурса, учреждено 4 подгруппы для взрослых участников:
I группа «Сильная» – увлеченно читающие брайлевскую литературу на обоих языках, владеющие системой Брайля в совершенстве.
II группа «Продвинутая» – подготовленные читатели – брайлисты, постоянно читающие брайлевскую литературу.
III группа «Перспективная» – читатели, владеющие системой Брайля, но мало пользующиеся брайлевской литературой.
IV группа «Начинающие» – читатели, которые прошли обучающие курсы чтения и письма по системе Брайля при ГКУ РС(Я) «ЯРСБНС им. И.Н. Егорова – Горного».
Участники детской категории составили 2 группы:
I группа – «Среднее звено» (с 5 по 8 классы).
II группа – «Старшее звено» (с 9 по 12 классы).
Для чтения были предоставлены стихотворения Эдуарда Асадова. В конкурсе письма всем участникам было предложено написать однострочную ключевую фразу из цитат поэта-юбиляра.
По положению конкурса, при чтении учитывалось скорость чтения текста за 3 минуты, отсутствие ошибок и выразительность. При письме – участники должны были написать однострочную фразу в течение 2 минуты. Лишняя точка или недокол считалось за ошибку. Победителей определили по количеству набранных баллов, путем общего суммирования прочитанных и написанных знаков.
Библиотека не только является местом для получения информации, но также играет важную роль в социальной интеграции. Курсы чтения и письма по системе Брайля при библиотеке помогают людям с ограниченными возможностями зрения улучшить свои навыки и интегрироваться в общество. Луиза Анатольевна и Анжелика Робертовна являются отличным примером того, как такие программы могут быть полезны и эффективны. Анжелика Робертовна, участвует в этом конкурсе второй год.
«Результаты участников конкурса чтения и письма среди брайлистов, несмотря на разницу в уровне, улучшаются с каждым годом благодаря активной работе с книгами и чтению. Это свидетельствует о пользе чтения для интеллектуального развития и обучения, а также о важности поддержки чтения в обществе.» – отметили жюри конкурса. Бессменный председатель жюри – сотрудник Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ им. М.К. Аммосова Дмитрий Матвеевич Фомин.
В целом, все участники продемонстрировали хорошие знания русского языка и знание системы Брайля. Мы поздравляем победителей и призёров и надеемся, что в следующем году конкурс соберет еще большее количество участников. Всем читателям-брайлистам рекомендуем принимать участие в этом конкурсе, способствующем повышению уровня знания и пользования системы Брайля.
ДЕТИ «Среднее звено»
1 место – Павлова Виолетта, ученица 4 «в» класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 583 зн., письмо – 67 симв.)
2 место – Кочнева Лиза, ученица 6 «в» класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 463 зн., письмо – 97 симв.)
3 место – Назарова Влада, ученица 4 «г» класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 256 зн., письмо – 40 симв.)
3 место – Константинова Лиза, ученица 5 «г» класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 215 зн., письмо – 57 симв.)
ДЕТИ «Старшее звено»
1 место – Борисов Семен, ученик 7 «в» класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 586 зн., письмо – 70 симв.)
2 место – Барчахов Айсен, ученик 10 класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 430 зн., письмо – 123 симв.)
3 место – Котельников Миша, ученик 12 класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 371 зн., письмо – 105 симв.)
3 место – Дьячковский Айсен, ученик 11 класса ГКОУ РС(К)ШИ
(чтение – 341 зн., письмо – 61 симв.)
Подгруппа «Перспективная»
1 место – Васильева Алена Ивановна, (чтение – 449 зн., письмо – 130 симв.)
2 место – Петров Андрей, (чтение – 423 зн., письмо – 104 симв.)
3 место – Слепцов Андрей, (чтение – 371 зн., письмо – 77 симв.)
Подгруппа «Продвинутая»
1 место – Колодезников Эдуард Григорьевич, (чтение – 650 зн., письмо – 122 симв.)
2 место – Васильева Надежда Ивановна, (чтение – 552 зн., письмо – 104 симв.)
3 место – Винокуров Сергей Гаврильевич (чтение – 488 зн., письмо – 33 симв.)
Подгруппа «Сильная»
1 место – Дейтина Дария Ивановна, (чтение – 1302 зн., письмо – 126 симв.)
2 место – Спиридонов Николай Михайлович, (чтение – 1299 зн., письмо – 122 симв.)
3 место – Егорова Мария Ильинична (чтение – 1148 зн., письмо – 117 симв.)