Неразрывная связь между матерью и ребенком, безусловная материнская любовь – одно из самых сильных чувств, что может испытывать человек. Образ матери, ее любовь и самоотверженность веками воспевается в культуре и творчестве многих народов, пронося через время и пространство бесценные творения мирового искусства.
В суровом климате Якутии женщина, мать всегда была и остается средоточием жизни и нравственной опоры, а за внешней хрупкостью якутской женщины скрывается сила и неиссякаемая мудрость предков…
В эти дни в читальном зале библиотеки для слепых Якутии доступна книжно-иллюстрированная выставка «О той, кто дарует нам жизнь и тепло». На выставке помимо произведений мастеров художественного слова, посвященных великому предназначению женщины, представлены картины якутских художников.
Тема работ известного якутского художника – народ Саха. Как признается автор, свои работы он долго обдумывает в голове, часто идеи будущих картин приходят к нему во время чтения якутской литературы.
Картина в реалистичном стиле выполнена маслом на прямоугольном холсте, в ней преобладают насыщенные, яркие оттенки красного, зеленого и бледные оттенки бежевого цветов. Насыщенный красный фон. Всю левую часть картины занимают подвешенные на деревянных крюках в ряд объемные якутские берестяные ведерки ыаҕыйа.
На правой части картины изображена пожилая худощавая женщина. На ней простое светлое платье с отложным воротником и темно-зеленый камзол. Темные с проседью волосы собраны назад. У женщины широкие ярко-выраженные скулы, лицо испещрено сеточками глубоких морщин, еле заметны линии редких бровей, плотные веки нависают на глаза, губы плотно сжаты, в ушах колечки небольших сережек. Весь ее вид, слегка усталый, источает глубокую мудрость прожитых лет, серьезные, старческие, но вместе с тем пронзительные глаза глядят так, словно бабушка знает все тайны Мироздания.
Как отмечает автор, эта картина – дань памяти, уважения и преклонения всем матерям Якутии, на долю которых выпало тяжкое бремя войны.
После долгой и сложной работы в эскизах, этюдах и зарисовках мастер нашел цельное композиционное и образное решение. Вся работа длилась около 7 месяцев.
Картина в реалистичном стиле выполнена маслом, в работе преобладают приглушенные оттенки бежевого, коричневого, зеленого цветов.
Над якутским алаасом с небольшим озерцом нависает тяжелое небо, сплошь покрытое тучами, лишь далеко за горизонтом слабо отсвечивает зарево. На деревянной скамье, положив руки на колени, сидит пожилая женщина. Спиной к ней, по другую сторону скамьи вплотную друг к другу сидят пятеро молодых мужчин в военных пилотках и солдатских рубахах, подпоясанных ремнем. Старуха-мать едва дотягивает до плеч своих сыновей. На ней коричневое, простое длинное платье и темный камзол, на голове темно-зеленый платок, сложенный треугольником вдвое и подвязанный свободными концами у подбородка. Лицо старухи выглядит мрачно и бесстрастно, но наблюдателя не покидает ощущение, что за внешней бесстрастностью кроются глубокие переживания, огромная любовь, боль и горечь утраты всех пятерых сыновей, которые могли бы стать ее опорой и гордостью, но ушли безвозвратно.
Черно-белый портрет выполнен в технике Ме́ццо-ти́нто – в тоновой гравюре на металле глубокой печати, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, а плавными тональными переходами. От картины напоминающей старинную черно-белую фотографию, веет спокойствием и доброй грустью. Крупным планом изображено лицо пожилой женщины саха. На худощавом лице пролегают глубокие тени, правая сторона лица почти полностью скрыта в тени. У женщины ярко-выраженные широкие скулы, верхние веки нависают на глаза, губы плотно сжаты в еле заметной полуулыбке. В глазах, таких добрых и родных, с оттенком легкой грусти, читается беззаветная материнская любовь. Явственно ощущается, что художник рисовал образ матери с большим трепетом и любовью.
Евдокия Герасимова