Незрячие люди… Что мы знаем о них? Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только 10 оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие? Что помогает им в социокультурной реабилитации?
25 октября библиотеки республики к Международному месячнику «Белая трость» в рамках сетевого проекта «Читаем все» ежегодно проводит медиа-урок «Мир един» с целью напомнить общественности о внимании к проблемам людей с инвалидностью по зрению, понимании их нужд, солидарности с ними.
Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова – Горного»провела урок дляучеников 9 “б” класса МОБУ СОШ №1 ГО “Г. Якутск”. Школьники узнали, что 15 октября отмечается Международный день Белой трости – символа слабовидящего или незрячего человека под девизом «Толерантность, равноправие, интеграция».
Незрячие – особенные люди с сильной волей и стремлением в будущее. То, что некоторые знаменитые люди были слепыми, не все знают. Именно со знакомства с известными незрячими людьми мира начался медиа-урок. Примеры знаменитых людей говорят о том, что слепота для сильных духом людей не является препятствием для самореализации в жизни.
Сотрудники библиотеки познакомили со специальными форматами для незрячих: книгами на рельефно-точечным шрифте по системе Брайля, рельефно-графической печатью и «говорящая» книга. Так, ученики послушали книгу Н. Якутского «Төлкө», которую тиражирует студия звукозаписи библиотеки.
Имя Луи Брайля, автора уникального изобретения, известно и почитаемо по всему миру. Он разработал рельефно-точечный шрифт для освоения грамоты незрячими. Сейчас многие языки мира имеют свой брайлевский алфавит. Учащиеся расшифровали имя автора якутского брайлевского шрифта, незрячего поэта Якутии, тифлопедагога Ивана Николаевича Егорова-Горного. Кроме этого, были продемонстрированы специальные средства для письма шрифтом Брайля: прибор (планшет-решетка), грифель и тетрадь с плотной бумагой.
Потеря зрения является огромным препятствием при посещении музеев, выставок, театров и кинозалов, не позволяет в полной мере насладиться красотой произведений искусства, архитектуры, живописи. И здесь на помощь незрячим приходит социальная услуга как тифлокомментирование – лаконичное (короткое, но емкое) описание предмета, пространства или действия, т.е. всего того, чего без словесных пояснений не может понять незрячий. Ученикам был предложен небольшой, но очень интересный эксперимент – стать тифлокомментаторами. Им были предложены изображения для описания, с которым все успешно справились.
Учащиеся 9 “б” класса СОШ №1 поняли, что незрячие и слабовидящие люди ежедневно встречаются с препятствиями и трудностями, нуждаются в поддержке, помощи.
В конце медиа-урока всем были вручены сертификаты. Слова благодарности выражаем Марии Николаевне Васильевой, классному руководителю 9 «б» класса, педагогу МОБУ СОШ №1 ГО «Г. Якутск», за помощь в организации медиа-урока «Мир един».
Друзья, будьте толерантны и отзывчивы друг к другу и давайте сделаем шаг к добру вместе!
Евгения ПОТАПОВА, вед. библиограф