Сначала я хотел написать статью, изобилующую якутским колоритом, непонятными названиями и историческими справками, но потом понял, что я и сам этого не знаю. А надергать информации из Интернета и подсунуть вам как-то рука не поворачивается. Если интересно можете найти легко и сами. В наш век Википедии и Ютуба больше ценится личное отношение и впечатления автора, чем куча отрывочных мнений многих людей. Поэтому вы так и не узнаете, что такое Тюсюльгэ и чем чорон отличается от сэргэ.
Праздник Ысыах очень древний и не привязан к определенной дате. Его празднуют примерно во второй половине июня кому и как удобнее. В старину, в дни празднования в одном месте собирались родственники и друзья. Территория расселения одного рода могла быть просто гигантской, поэтому без двигателя внутреннего сгорания собраться всем вместе было непросто. Вот и выбрали для этого мероприятия определенное время. Древние люди были не глупее нас и поэтому собирались не когда попало, а в самое подходящее для этого время. Скот уже на пастбищах, в реках полно рыбы, сенокос еще не наступил. Самое время для отрыва от производства. Мероприятие было очень важным не только как развлечение и чествование богов. В течение нескольких дней празднования серьезные люди улаживали давние споры, решали вопросы политического характера и заключали стратегические договоры. Молодые и несерьезные тоже не сидели без дела. Когда собирается много молодежи в одном месте, возникает срочная необходимость выяснить кто сильнее, быстрее и вообще молодец. Для этого были придуманы различные спортивные соревнования. Скачки, стрельба из лука, борьба, бег и тому подобные дисциплины приветствовались. Я точно не знаю, как у них тогда было, а чуть ниже расскажу, что дошло до наших дней. Кстати пора вернуться и в наши дни.
Несмотря на исчезновение причин, побудивших предков придумать Ысыах, он остается главным праздником Республики и никуда исчезать не собирается. За многие столетия существования все ритуалы и обычаи отточены и выверены, ничего придумывать не надо, всё и так замечательно. Начнем с того, что в каждом мало-мальски населенном пункте есть особое огороженное место для празднования, построенное по определенным правилам. Это как в России площадь Ленина чтоб было понятнее. В местах проведения праздника обычно присутствуют: сцена, место для зрителей, место для костра, закрытое помещение или балаган и непременно коновязь-сэргэ. Всё это отличается только вместимостью и богатством украшения. Каноны довольно строгие. У нашего отделения ВОС есть собственное такое место, и мы проводим праздники даже республиканского масштаба. В этом году, например, было более трехсот человек. Вообще на Ысыах можно попасть несколько раз за один год. Почти в каждой крупной компании или государственной организации проводят собственный праздник и наше маленькое, но гордое общество слепых не исключение. Это как корпоративы на Новый Год. И длится это всё примерно столько же – недели две. Про Новый год тут, естественно, тоже никто не забывает, так что в Якутии жить примерно в два раза веселее, чем в остальной России. Сначала, как водится, происходит торжественная часть, народ бестолково бродит туда-сюда, слышны слова: “Раз, раз…Слышно меня?”, старые знакомые обнимаются, кто-то выкладывает продукты, а кто-то как обычно опаздывает. Постепенно переходят к выступлениям артистов и просто к какой-то упорядоченной деятельности. В это время вручаются награды. грамоты и призы разным отличившимся личностям за какие-нибудь заслуги перед обществом слепых. Не помню уж, в какой последовательности происходят события, но опишу просто по порядку прихода на ум.
Соревнования атлетов и не очень атлетов это неотъемлемая часть события. Виды спорта – чисто национальные. Наверное, главных три: борьба хапсагай, перетягивание палки и прыжки в длину куобах. Хапсагай это на первый взгляд очень банальный вид спорта. Два борца голые по пояс. Касание земли любой частью тела кроме ступней – проигрыш. Бить, кусаться и глаза выдавливать нельзя, а в остальном – делай что хочешь. Казалось бы чего проще? Но в этой простоте и кроется богатство приемов и уловок этого вида спорта. Против подготовленного борца не устоит даже гораздо более сильный, но не подготовленный противник. Тебя никто не бьет, никто почти ничего не делает, тебе даже почти не больно, но только ты почему-то опять и опять валяешься на земле. Сам проверял. С перетягиванием палки проще. Противники садятся на землю друг напротив друга и упираются ступнями в доску, поставленную на ребро, с разных сторон. Оба руками держат одну палку и, чтобы победить надо либо вырвать палку из рук противника, либо, если противник палку выпускать не хочет, можно перетащить их обоих на свою сторону доски. Соваться туда без подготовки тоже опасно. Года два назад я, будучи победителем прошлых соревнований, опрометчиво схватился с одним немаленьким товарищем и почувствовал, как мой позвоночник разложился как трубочка для коктейля. С тех пор я ушел в болельщики, иначе можно заработать серьезную травму на ровном месте. Прыжки куобах это тоже как-будто просто: одиннадцать безостановочных прыжков в длину, отталкиваясь двумя ногами. Если вам кажется что это легче лёгкого — рекомендую попробовать. Для истинных ценителей издевательства над собой есть еще прыжки кылыы — тоже самое, только на одной ноге! Вообщем незамысловатые для постороннего виды спорта на самом деле являются сложнейшим испытанием для неподготовленного организма.
После всех трудностей и опасностей здорового образа жизни, страданий и боли любителей физической культуры все приступают к обеду. На обед не возбраняется приносить из дома своё и делиться с окружающими. Свежий воздух и дикая природа вокруг очень объединяет людей и поэтому никто не стесняется есть с общего стола. Обязательным элементом пиршества является кумысопитие. Кумыс это перебродившее кобылье молоко. Его много разных видов и я точно не знаю, как оно всё классифицируется. Для меня вида два: кислый и сладкий. И еще есть теплый и холодный. Штука это очень вкусная, но некоторым не нравиться. Видимо лошадок не любят просто. Напиток слабоалкогольный примерно как пиво, но почему-то эффект очень быстро проходит. Чтобы как следует испортить всем праздник и устроить пьяный дебош, нужно быть очень целеустремленным и упорным человеком. Ну или добавить чего-нибудь покрепче. Такие ренегаты, конечно, встречаются, но довольно редко. Якуты вообще очень трепетно относятся к своим традициям, а ысыах всё-таки главный праздник и бурные возлияния, мягко говоря, не приветствуются. Праздник лета для нас не просто дата в календаре. Несмотря на изобретение сотовой связи, Интернета и Международной Космической Станции, в Якутии очень сильны обычаи почитания богов и духов природы. Любой костёр у нас принято кормить, то есть сжигать немного того, что ешь у костра сам. На трассах часто встречаются такие мощные талисманы как шаман-дерево. Любой дальнобойщик, любой нации, если он не совсем дурачок, обязательно останавливается и оставляет какое-либо подношение. Не знаю, как и почему, но это работает. Условия жизни у нас довольно суровые и лишний раз заручиться поддержкой высших сил не считается чем-то смешным или нелепым даже у закоренелых атеистов. Как говорили на войне: “В окопах неверующих нет”. Но вернемся к празднику. Рано или поздно наступает момент проведения главного ритуала — хоровода осуохай. Люди становятся в круг и неторопливо двигаются по направлению движения Солнца. Ведущий в центре исполняет специальные песни, посвященные окружающей природе и круговороту жизни на Земле. Это не похоже на обычную песню или даже молитву. Это очень специфическая, протяжная мелодия, для правильного исполнения которой нужно специально учиться. С помощью этих методик люди входят в легкий транс и могут быть одновременно и все вместе и в то же время остаться наедине с природой. Очень интересное чувство я вам скажу! С помощью этого ритуала люди заряжаются энергией природы на весь оставшийся год. Иногда в хороводах принимает участие несколько тысяч человек. К сожалению, ничего подобного в России я не видел. А может просто не знаю, уж извините.
Кроме этих важнейших событий еще бывают конкурсы национальной кухни и национальных костюмов. Лично я участия никогда не принимал, поэтому не могу ничего рассказать. Скажу только что это вкусно и красиво! Да и вообще, атмосферу этого праздника словами передать очень трудно. Для многих инвалидов по зрению очень важна аура единства и сплоченности, создаваемая традициями и ритуалами Ысыаха. Надеюсь, я хоть немного смог поделиться впечатлениями. Отдельное спасибо хочу сказать нашим организаторам. Как всегда это самые нужные и самые несчастные люди. Они не могут полностью сосредоточиться на отдыхе и развлечениях. Они постоянно озабочены избеганием сучков и задоринок. Честь и хвала вам, ребята!
А на этом я прощаюсь, до новых встреч, друзья!
Евгений Марченко